ondrey_1

Category:

Сложная благотворительность

Впервые я был в блог-туре в благотворительном фонде. 

Впервые в нашей области в благотворительном фонде был блог-тур.

Впервые благотворители рассказали блоготворителям столько подробностей о благотворительности. 

ФИШКИ И ПЛЮСЫ

Какой главный ресурс у благотворительного фонда? Доверие. Его не купишь, только заработаешь. Событиями и со временем. Хотя, продать можно. Но об этом позже.

Как понять, стоит ли доверять фонду? Наблюдением:

- если руководитель выглядит искренним и неравнодушным – это плюс;

- если фонд сворачивает горы, и делает фактические дела – это плюс;

- если фонд не любят те, кому не доверяют те, кто доверяют фонду – это три плюса.

Это главная фишка фонда «Сохраняя жизнь», о которой тоже чуть позже. 

ИОАННА ГРОЗНАЯ

Знаете, сколько благотворительных организаций в области? Сядьте. Примерно 2000. Но фонд «Сохраняя жизнь», а точнее, руководитель Анна Межова, - давно самая известная и «раскрученная» из всех коллег. Гневные посты, резкие заявления, принципиальные позиции, грозные требования, отказы в помощи сомнительным проектам – это для нее рутина. Личное участие во всех мелких делах фонда, даже в любой грязной (в прямом смысле) работе – это для нее норма.

Кто-то ее благодарит, кто-то ругает. Кому-то она – спасение, а кому-то угроза. И если уж ее не пугают даже сильные мира сего, то что ей страшиться нас, провинциальных блогеров, острота зубов которых измеряется только в литературном стиле, которым мы осмеливаемся писать? 

ПРАВДА К ЧАЮ

Мы не знали, чего ожидать от четырех субботних часов, которые мы щедро пожертвовали в благотворительный фонд. А Анна, честно глядя в наши пытливые глаза,  просто рассказывала о работе. И всем присутствующим быстро стало ясно: никто нас не старается обмануть, одурачить, пустить пыль в глаза, обхитрить, надуть, обвести вокруг пальца подмазать. Рассказать о работе – это ее единственная цель. 

А это подкупает! Это приятно, когда тебя не склоняют к тому, чтобы ты за чай с конфетками постарался впихнуть подписчикам выданное на реализацию мнение. 

ПУСТЫЕ ДОМЫСЛЫ

Волонтеры «Сохраняя жизнь» ездят в детдома, в том числе и те, где содержатся дети с отклонениями. Без этого воспитанникам жить плохо. Очень плохо. Был случай (а может, и несколько) спасения практически нормального ребенка от инвалидного диагноза. 

Психологи фонда возвращают детей и взрослых к нормальной жизни после бед, и даже предотвращали преступление – некий мальчик едва не учинил большую беду.

Но на вопрос «Получается, государство не справляется с задачей содержания и воспитания детдомовцев?» Анна прямо не ответила. Я думаю, потому что на этот вопрос ей нельзя отвечать. Но это только мои домыслы.

ФОНД КАК БИЗНЕС, А БИЗНЕС КАК ФОНД

А теперь о том, почему мое отношение к благотворительности не такое простое, как хотелось бы.

Сторона 1. Благостная.

Благотворительность помогает тем, кому требуется помощь. Еще она позволяет людям проявить свои лучшие качества через дела и жертвы, а не только слова и показные страдания.

Сторона 2. Грустная.

У фонда есть деньги и ресурсы, с помощью них он оказывает услуги. Чем фонд отличается он коммерческой структуры? В целом, если не вдаваться в подробности, воспринимать фонд как «черный ящик» фонд – та же производительная единица, что и предприятие. Вот подумайте над этим. 

В чем разница? В благотворительном фонде цель – помощь людям, но не заработок. А в бизнесе? Они клянутся в том же самом! Почитайте миссии, слоганы, рекламу. Ни одно не заявляет: «Мы работаем, чтобы законно получить как можно больше ваших денег!». Но на самом деле это же чистая правда.

Таким образом, и благотворительный фонд, и любое коммерческое учреждение действуют в одном направлении, работая в одной и той же системе на равных: и те, и другие обеспечивают функционирование общества.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НЕ НУЖНА

- Так что тебе не так, Андрей? Чего докопался? В чем вопрос? Что ты хочешь сказать-то? Зачем воду баламутишь? – гневно спросите вы.

Это все из-за моего стойкого убеждения, что при правильной организации жизни благотворительность вообще не нужна.

Тысячелетия назад люди стали объединяться в государства, с разделением труда: эти воюют, эти еду выращивают, эти – лечат, эти – учат, а самые умные и честные законы сочиняют. Так удобнее, так эффективнее. 

Логично, чтобы государство взяло на себя и все функции благотворительных фондов, чтобы тем не пришлось сталкиваться с вопросами: «или соберем нужную сумму, или ребенок погибнет». 

А искреннюю инициативу граждан можно направить в другое русло, не столь критическое, но не менее полезное.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТАЕТ

Но благотворительные фонды всем хороши. Это прекрасное изобретение. Это естественное выражение лучших человеческих качеств. И оно очень выгодно для использования, а иногда и для монетизации. 

Увы, до сих пор есть дельцы, которые видят в благотворительности только пиар-потенциал. Образно выражаясь, за свои пожертвования они покупают фотки в обнимку с нуждающимися, для своей рекламы. 

А кроме прочего, благотворительный фонд привлекает к себе и средства, которые все равно, в конечном счете, идут туда, куда им и надо, поддерживая стабильность в обществе. 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НУЖНА

Есть такой «эффект кобры». Когда-то англичане решили бороться с ядовитыми змеями в одной из колоний – в Индии. Они назначили награду за каждую убитую кобру. Не сработало! Индийцы смекнули, и стали выращивать змей для заработка. Когда же колонизаторы отменили награду, кобр выпустили на волю, и настал вообще караул.

Так и здесь: ну зачем государству брать на себя функции, которые так успешно и искренне тянут благотворительные фонды? 

ФИШКА ФОНДА

Фонды удобны: можно по своему желанию их поддерживать, за что вас будут любить в обществе. Милостыня в промышленных масштабах завораживает. Тогда фонд этот может выступать лавкой по продаже народной любви. Но вот в чем загвоздка, и основная интрига фонда «Сохраняя жизнь», по моему некомпетентному мнению:

- Анна Межова очень не любит, когда из ее фонда делают лавку;

- поэтому ее недолюбливают те, у кого не получается купить у нее кусочек доверия;

- поэтому Анне доверяют те, кто знает о ее жестких принципах.

ЧЕСТНО-ПРЕЧЕСТНО

И что же делать со всем этим? Благотворительный фонд сам по себе хорош. Особенно «Сохраняя жизнь». И он даже помогает. Так же, как помогает лист подорожника при переломе. Благотворительность борется с симптомами, а не с болезнями. С последствиями, а не причинами. А что можно делать? Идти вверх, в центры принятия решений, менять жизнь... Сохранять жизнь...

И вот только что, будто увидев, о чем я пишу сей опус, Анна подмигнула мне из новостей: она подала документы на должность уполномоченного по правам детей. Я уверен, она будет совершенно искренна в этой роли. А что из этого получится – будем посмотреть. 

Громогласно утверждается, что везде нужны честные люди. Но на самом деле не везде честных людей любят. 

P.S.

Прочел текст, и понял, что выглядит он как пиар-статья про Анну. Но я не хотел! Анна сама виновата.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded